Говоря об истории войлока, нельзя не упомянуть культового немецкого художника Йозефа Бойса – основоположника постмодернизма. В середине 20 века (60-е годы) именно Бойс обратил внимание общественности на войлок, и сделал его одним из художественных материалов.
Бойс был неординарной творческой личностью. В молодости (Йозеф родился в 1921 году) он хотел стать врачом, однако война нарушила все его планы. Вторая Мировая война стала для Йозефа Бойса одновременно и испытанием, и новой отправной точкой в жизни.
Зимой в 1943 году именно войлок повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Бойс принимал участие в войне, служил в авиации. В 1943 году он совершал вылет на бомбардировщике, и его самолет сбили над крымскими степями. Йозефу было всего 22 года.
Крымские татары – местные жители подобрали в степи его бесчувственное, обмороженное и искалеченное тело. Они выхаживали его своими народными методами. Татары крымских степей растирали Йозефа бараньим салом и укутывали в свалянные из шерсти кошмы. Этим методом они не просто согревали больного! Дело в том, что войлок обладает исцеляющими свойствами, он способен сберечь в человеке и укрепить даже слабую искру жизни, которая в нем еще осталась. Многие народы знали об этом с давних пор. В деревнях на Руси таким способом выхаживали недоношенных младенцев, их держали в валенке.
Через 20 дней, проведенных в коме, Бойс очнулся. Он вернулся к жизни уже другим человеком. Его взгляды на жизнь очень сильно поменялись. После данного испытания Йозеф Бойс понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Он стал совсем по-другому смотреть на окружавшие его вещи. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.
Все творчество Йозефа Бойса было посвящено идее сохранения Жизни. И одним из главных материалов, им используемых, был именно войлок. Он делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла. Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон. Йозеф Бойс сломал старые устои в искусстве и открыл дорогу новому видению мира. Он стал основоположником постмодернизма. Всю свою жизнь он носил фетровую шляпу, скрывая под ней имплантант в голове, последствия войны.
Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор. С каждым годом количество любителей валяния шерсти увеличивается.
Но очень важно отметить, что никакая идея не станет популярной, если она не отвечает внутренней потребности общества. Войлок стал популярен, так как человечество испытывало в нем насущную потребность. Цивилизация породила в человеке тоску по природе. Связь с природой человеку жизненно необходима, поэтому западная культура обратила свой взор на натуральные, природные материалы.
Многие современные дизайнеры используют войлок в своих творениях, создают целые коллекции с его использованием.
Процесс валяния – это почти что магический ритуал. И продукт этого процесса, появляющийся при соединении шерсти, воды и человеческих рук, получает огромный положительный заряд, который чувствует каждый человек, соприкасающийся с готовым продуктом. Именно этот живительный заряд и получил в свое время Йозеф Бойса и поведал об этом всему миру.
Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.